Носкова Наталья Евгеньевна-воспитатель

О вежливости у детей дошкольного возраста.

 Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

М.Монтегю.

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребёнка-невежи, который разладил отношения в семье, дала нам в своём стихотворении «Медвежонок-невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят».

Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребёнок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш научился не только разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать. Необходимо знать, что когда ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса,-это может означать. Что он:

· Не умеет слушать;

· Проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;

· Хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;

· Не обладает достаточным запасом терпения;

· Недополучает родительского внимания.

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда  ребёнок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры-это может быть одним из симптомов гиперактивности.

Памятка для педагогов и родителей.

“Как научить ребёнка не перебивать взрослых”

1.Заранее договоритесь с ребёнком о том, чтобы, когда к вам приедет гость, и вы будете с ним разговаривать,  малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребёнок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончит разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он вам хочет сказать.

2. Не используйте такие фразы как «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», и т.д.

3. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

4. Показывайте пример для ребёнка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

5. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы.

6. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

7. Сами никогда не перебивайте ребёнка!

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывает сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого. Который, к примеру, поздоровается  и попрощается за себя и за своего малыша. Причиной того, что ребёнок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.

Памятка для педагогов и родителей.

«Как помочь ребёнку быть вежливым»

1.В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например «дай мне» ,без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребёнка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5.Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.

6.Вместе с ребёнком разрабатывайте и утвердите правила вежливости. Например: «Здороваться  надо не со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.

7. Учите вежливости вежливо!

 

2 января 2016 в 10:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.